Дхарана – шестая ступень в Восьмиступенчатой Йоге Патанджали,
буквально означает «неподвижная концентрация ума». Основная идея
состоит в том, чтобы держать концентрацию или центр внимания в одном
направлении. Это не принудительная концентрация,
например, в случае решения трудной задачи в математике; скорее дхарана -
форма ближе к настроению, которое можно назвать восприимчивой
концентрацией.
На практике дхарана
- это создание определенных условий для ума, чтобы он смог
сосредоточиться в одном направлении вместо того, чтобы метаться в разные
стороны. Глубокая вовлеченность и рефлексия – вот
главные условия дхараны. Когда ум направлен на объект концентрации, а
внимательность не дает ему соскальзывать и увлекаться мыслями, луч
сознания все больше «прилипает» к объекту и дхарана усиливается. Медитативные методы,
использующие в основе сосредоточение на выбранном объекте, направляют
ум практика в одно определенное русло, при этом он становится тихим,
неподвижным и податливым. Цель дхараны
состоит в том, чтобы стабилизировать ум, сосредотачивая его внимание на
определенном объекте, избегая отвлечений. В начале будет сложно игнорировать все мысли и эмоции, сопровождаемые ими. Начинающему практику рекомендуется осваивать концентрацию
на простой форме (например, черная точка на белом листе бумаги). После
того, как ум немного натренирован и его способность сосредотачиваться
увеличилась, можно перейти на более тонкие объекты и процессы (янтры, мантры, дыхание, визуализация
и т. д.). Способность к хорошей дхаране зависит от превосходного
психологического здоровья и способности интеграции, и не является
побегом от реальности, а скорее движением к восприятию истинной природы «Я».
Дхьяна – седьмая ступень Аштанга Йоги, означает поклонение, или глубокую и погруженную медитацию. Дхьяна вовлекает концентрацию в саму основу объекта, проникая в его суть. Во время дхьяны
усиливается способность ума проникать в суть тонких различий между
объектами и в глубинные слои подсознания, что в свою очередь приводит к
объединению видящего и видимого. Нас учат дифференцировать между умом
(воспринимающим), средствами восприятия и воспринятыми объектами - между
словами, их значениями и идеями, и даже между всеми уровнями
естественного развития. Но интуитивно мы понимаем, что все они сплавлены
в одном недифференцированном континууме. Нужно приложить большую
ясность ума, наблюдая за объектом и предметом, чтобы обнаружить их общие
черты. Таким образом, дхьяна это ощущение реальной идентичности среди очевидных различий.
Во время дхараны
ум становится однонаправленным, а во время дхьяны частью того объекта,
на котором фокусируется. Именно по этому, дхарана должна предшествовать дхьяне, поскольку для установления связи ум должен сначала сфокусироваться на объекте. Если дхарана – контакт, то дхьяна – связь.
Понятно,
что сосредоточение внимания на одном объекте не приведет к реализации.
Чтобы достигнуть цели нужно «стать одним» с объектом медитации. В
дхаране сознание медитирующего закреплено на предмете, а в дхьяне оно находится в одном потоке.
Заключительный шаг в Йоге Патанджали – достижение самадхи.
Когда мы достигаем такого уровня, что становимся тотально поглощенными
чем-то, когда ум полностью слился с объектом, мы в состоянии самадхи. Самадхи означает
«примирять, сливаться». В самадхи полностью исчезают наши личные
отождествления. В момент самадхи различий не существует, есть только
всеобъемлющая недвойственность. Мы становимся одними с Божественным Существованием.
В
состоянии самадхи мы осознаем идентичность без различий и наслаждаемся
чистым восприятием недвойственности. Ум находится у своего источника,
откуда он и возник. Яркая вспышка, душа освобождена… Абсолютная и вечная
свобода ограниченной души за пределами состояний, отождествлений и вне
времени и места. После того, как сознание освободилось, оно уже никогда
не возвращается в неволю.
Совершенство этого состояния охватывает и прославляет все аспекты существования, изливая на них свет высшего понимания. Человек, достигший самадхи, сохраняет свою индивидуальность, но он уже не связан ей. Он знает, что он не тело, не ум и не личность, он есть ТО…
Источник: http://yogamir.ru/ |