Полное имя Будды Медицины -
Бхайшаджья-гуру Вандурья, Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния.
Подобно Будде Шакьямуни и Амитабхе он одет в монашеские одежды и сидит в
позе лотоса. Его левая рука в мудре медитации, держит чашу для подаяний
(патра), наполненную нектаром долголетия. Его правая рука с открытой
ладонью покоится на колене в мудре, дарующей благословения и держит
стебель миробалана (Terminalia chebula) - растения, известного как царь
среди лекарств, излечивающих от умственных и физических недугов.
На
традиционных тибетских танках Лазуритовый Будда часто изображается в
сопровождении семи других Будд Медицины, одним из которых является сам
Будда Шакьямуни. Наиболее отличительная особенность Будды Медицины -
это его цвет - глубокий синий цвет лазурита. Этот драгоценный камень
высоко ценился Азиатскими и Европейскими культурами в течение более
шести тысяч лет и, до недавнего времени, его ценность оспаривала, а
порой и превышала стоимость алмаза. Традиционно этот красивый камень
символизировал нечто чистое или исключительное. Считают, что он
оказывает лечебный эффект на того, кто его носит.
Исцеляющий
Учитель Лазуритового Сияния - один из наиболее почитаемых фигур
буддийского пантеона. В Сутрах говорится, что перерождение в восточной
Чистой земле Будды Медицины считается таким же высоким, как и
перерождение в Сукхавати - западным рае Амитабхи. Начитывание мантры
Манла, или даже простое повторение его святого имени, как считают,
достаточно для освобождения от трех низких рождений, защищает от
опасностей на море и избавляет от преждевременной смерти. В одной из
главных Сутр Будда Шакьямуни так говорит своему близкому ученику Ананде:
"Если живые существа [погружённые в пучину страданий сансары]
слышат имя Татхагаты Исцеляющего Учителя Лазуритового Сияния, и с
предельной искренностью принимают его и помнят о нём, не имея никаких
сомнений, тогда не падут они на путь плохих перерождений." В Тибете
считается, что искусство исцеления пришло от Будды Медицины. Через него
эти учения воплотились в Четыре Медицинские Тантры, основу Тибетской
Медицины. Как объясняется в первой из них, однажды Ляпис Лазуритовый
Исцеляющий Мастер сидел в медитации в окружении учеников - божественных
врачей, великих мудрецов, небуддийских богов и бодхисаттв. Все они
желали изучать искусство исцеления, но, потеряв дар речи от исходящего
от него сияния, не могли попросить желаемые учения. И в ответ на их
невысказанную просьбу, Будда Медицины проявил две эманации - одну, чтобы
попросить учение, а другую, чтобы дать их. Считается, что таким образом
и появилось буддийское толкование различных ментальных и физических
заболеваний, их причин, а также способы диагностики, лечения и
поддержания здоровья. Согласно Четырём Тантрам основная причина всех
болезней заключена в трёх ядах - неведении, привязанности и гневе. Эти
три коренные омрачения ведут к разбаласировке трёх доша (ветер, желчь и
слизь); семи составляющих тела (кровь, плоть, кости и т.д.); и трёх
видов нечистот. Итого двадцать пять.
В Коренной Тантре
говорится: Если вкус и действие пищи соответствуют образу жизни,
тогда все эти двадцать пять элементов находятся в равновесии, и,
здоровье и жизнь человека будут процветать. Если же нет, тогда здоровью
будет вред. И далее: Привязанность, гнев и неведение - это три
причины, вызывающие разбалансировку соответственно ветра, желчи и слизи.
Наряду с ними четыре способствующие условия времени, настроения,
питания и образа жизни (поведения) оказывают своё воздействие на
усиление или истощение трёх доша. Затем разбалансировка (болезнь)
распространяется по коже, увеличивается в плоти, движется по сосудам,
накапливается в костях и спускается по плотным и полым органам.
Таким
образом, первая задача при лечении болезни и поддержании здоровья - это
приведение различных элементов тела в гармонию, что достигается с
помощью четырёх типов лечения. Первые два - это изменения в питании и
образе жизни. Затем прописываются лекарства, а если это не помогает,
тогда применяются такие методы, как прижигание, кровопускание и другие.